Кодекс этики

ВВЕДЕНИЕ.

 

    Кодекс профессиональной этики  поведения медицинских работников ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» (далее Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского  работника ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» при осуществлении профессиональной медицинской деятельности в поликлинике. Разработан на основании Кодекса чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан, статья № 84,  Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Настоящие правила определяют отношения между работниками здравоохранения, обществом и пациентом, и направлены на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность работника ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» перед обществом за свою деятельность.

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Этический Кодекс поведения медицинских работников ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» определяет моральную ответственность медицинских работников за свою деятельность перед гражданами и обществом в целом.

Цель профессиональной деятельности.

Цель профессиональной деятельности медицинского работника – сохранение жизни человека, проведение мероприятий по охране  здоровья, качественное оказание всех видов диагностической, лечебной, профилактической, реабилитационной  стоматологической помощи.

 

Принципы  деятельности.

В своей деятельности медицинский работник  ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» должен   руководствоваться законодательством РК, в части прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, клятвой врача, принципами гуманизма и милосердия.

Медицинский работник должен обладать следующими моральными и этическими принципами:

1.)   обязан оказать стоматологическую помощь любому человеку вне зависимости от пола,  расовой и национальной принадлежности, его социального статуса, религиозных и политических убеждений.

           2.)  руководствоваться настоящим Кодексом и Кодексом чести;

 способствовать укреплению здоровья граждан Республики Казахстан;

         3) принимать решения исключительно в интересах пациента;

не допускать совершения действий, способных дискредитировать высокое звание работника здравоохранения Республики Казахстан;

         4)   добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности;

         5)  непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания;

  • не допускать, руководствуясь соображениями личной выгоды, рекламирования и использования методов и средств профилактики и лечения;
  • неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину;
  • бережно относиться и эффективно использовать имущество поликлиники;
  • противостоять проявлениям коррупции;
  • не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
  • личным примером способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
  • не допускать и пересекать факты нарушения норм Кодекса чести со стороны других медицинских и фармацевтических работников;
  • соблюдать установленную форму одежды в период исполнения своих служебных обязанностей.

 

Отношения с пациентами.

В отношениях с пациентами работники ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника»

  • уважать права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
  • оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается;
  • постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;
  • способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства;
  • не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
  • своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.

Взаимоотношения с коллегами.

В отношениях с коллегами работники здравоохранения должны:

  • соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
  • не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента;
  • не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского и фармацевтического работника;
  • приумножать традиции и достижения казахстанской медицины;

Работник ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» должен прилагать все усилия, в соответствии квалификацией и компетентностью, делу охраны здоровья граждан, обеспечению качества оказываемой им помощи на самом высоком уровне. 

Работник ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов.

Моральная обязанность работника ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные. Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Учитывая роль медицинского и социального работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни.

 

 

Раздел II. НЕДОПУСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКА.

 

  1. Злоупотребление знаниями и положением работника здравоохранения несовместимы с его профессиональной деятельностью.

Работник здравоохранения не вправе:

- использовать свои знания и возможности в негуманных целях;

- без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;

-использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;

- навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;

- наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

  1. Личные предубеждения работника поликлиники и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
  2. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, установленных законодательством РК.

4.Подарки от пациентов и пациентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается.

5.Работник поликлиники не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

6.Работник поликлиник  не вправе предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену.

7.Работник поликлиники не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств, использовать на территории медицинской организации предметы, имеющие логотип компании или торговое наименование лекарственного препарата, медицинского изделия. При выполнении должностных обязанностей медицинский работник должен сохранять трезвость и не находиться под воздействием каких-либо средств, вызывающих стойкое пристрастие к ним.

 

Профессиональная независимость.

Право и долг поликлиники – хранить свою профессиональную независимость в правильности выбора метода лечения. Оказывая медицинскую и социальную помощь прикрепленному населению, работник поликлиники принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Работник поликлиники должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицам, если оно требует от него действий, противоречащих законодательству Республики Казахстан, этическим принципам, профессиональному долгу.

 

Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т.п., работник поликлиники обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления не него – прибегать к юридической и общественной защите.

 

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РАБОТНИКА ПОЛИКЛИНИКИ И ПАЦИЕНТА

 

  1. Уважение чести и достоинства пациента.

Работник поликлиники должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны работника здравоохранения недопустимы.

 

  1. Условия оказания медицинской и социальной помощи.

Работник поликлиники должен оказывать медицинскую и социальную помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента.

 

  1. Конфликт интересов.

При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п., работник поликлиники должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

 

  1. Медицинская тайна.

Пациент вправе рассчитывать на то, что работник поликлиники сохранит в тайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Работник поликлиники не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Работник поликлиники должен принять меры, препятствующие разглашению медицинской тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить медицинскую тайну. Разглашение медицинской тайны допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.   

 

  1. Выбор работника ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника».

Работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.

Работник может отказаться от работы с пациентом, направив его другому специалисту в следующих случаях:

- если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

- данный вид медицинской и социальной помощи противоречит нравственным принципам специалиста;

- если имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования.

 

Взаимоотношения между работниками ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» должны строится на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента.

Во взаимоотношениях с коллегами работник поликлиники должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководство другими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Работник больницы не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

  1. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры – важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медициская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачам, а при сохраняющемся сомнении и после этого – с вышестоящим руководством.

 

РАЗДЕЛ IV.  ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА  НАРУШЕНИЕ НОРМ ЭТИКИ, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА.

 

  1. Действие этического Кодекса.

 

Настоящий кодекс действует в пределах ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» и имеет обязательную силу для работников больницы.

 

  1. Ответственность работников ГКП на ПХВ «Детская стоматологическая поликлиника» за нарушение профессиональной этики опрделяется комиссией Службы управления качеством медицинской помощи и дисциплинарной комиссиейполиклиники. Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник несет ответственность в соответствии с законодательством РК.

 

3.Пересмотр и толкование этических правил.

 

Пересмотр и толкование отдельных положений настоящих правил осуществляется комиссией Службы управления качеством медицинской помощи с учетом предложений профсоюза работников.